Интерактивный музей

Успение

История

Сложение иконографии Успения Пресвятой Богородицы относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоно­вой кости – оклад Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке. Общая компо­зиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сто­ронам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Бого­матери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

Одни из самых ранних дошедших до наших дней стенописных изобра­жений Успения Пресвятой Богородицы принадлежат X–XI векам. Началом X века датируется роспись Успенской церкви в Атени (Грузия). На этом раннем памятнике, кроме апостолов, у одра Богоматери изображены святители, ко­торые, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, присутствовали при Успении. Это Иаков Иерусалимский, брат Господень, Дионисий Ареопагит, Иерофей Афинский и Тимофей Эдесский.

Фреска из пещерной церкви в Гереме (Каппадокия, Турция), датируемая XI веком, свидетельствует об уже достаточно сложившейся композиции. В цен­тре на пурпурном, украшенном золотой резьбой одре с белым орнаментиро­ванным покровом изображена почившая Богоматерь. За одром – Христос, принявший душу Своей Матери в виде спеленатого младенца. Господь про­тягивает Ее одному из двух ангелов, который должен вознести Ее в небесные обители [2]. По обе стороны от одра – апостолы, фигуры которых сохранились фрагментарно. Слева перед одром – апостол Петр, совершающий каждение, справа припадает к ногам Девы Марии апостол Павел, за ложем приник к самому изголовью Иоанн Богослов.

На протяжении X–XI веков композиционная схема Успения практически не меняется. К ней добавляются лишь некоторые детали, такие как, например, архитектурные кулисы на втором плане, указывающие на историческое место, где произошло событие Успения – горница на Сионской горе в Иерусалиме. В оконных нишах зданий часто изображаются девы и жены иерусалимские, к которым, согласно «Слову Иоанна, архиепископа Солунского», апостол Петр обращался с проповедью.

Иногда душа Богородицы изображается не на руках у Христа, а в покры­тых дланях ангела, несущего Ее в рай. Если достаточно свободного простран­ства для изображения (как, например, в росписи церкви Святой Троицы мона­стыря Сопочаны), то художник помещает над ложем Богоматери целый сонм небесных сил, парящих вокруг фигуры Спасителя.

В конце XIII – первой половине XIV века получает широкое распростране­ние извод «облачное Успение». В этом иконографическом варианте чудесно восхищенные из разных стран апостолы изображаются не только у одра, но и в верхней части композиции, летящими на облаках к Иерусалиму. На Руси такое изображение впервые встречается на иконе начала XIII века из церкви Рождества Богородицы Десятинного монастыря близ Новгорода [3].

На храмовой иконе из псковской церкви Успения «на Пароменье» (первая четверть XIV века) перед одром Богоматери вместо традиционной свечи изо­бражен сосуд сложной формы [4]. Кувшин-стамна, вставленный в чашу, напо­минает здесь о древнем прообразе Богородицы – золотой стамне с манной, хранившейся в ковчеге завета. На этой псковской иконе фигура Христа впи­сана в темно-синюю мандорлу, которая появляется в иконографии Успения не ранее конца XII века.

На рубеже XII–XIII веков иконография Успения дополняется сюжетом с отсечением рук Афонии, изображающимся на первом плане композиции перед одром Богоматери. При этом фигуры Афонии и ангела, отрубающего ему руки, намеренно уменьшаются как второстепенные элементы композиции. Впервые этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII веков), а на Руси эпизод с «Чудом отсечения рук Афонии» появляется в росписях собора Снетогорского монастыря (1313 г.), церкви Успения на Волотовом поле (1360-е годы), церкви Федора Страти­лата на Ручью (около 1380 г.) и присутствует на многих иконах XV–XVI веков.

К второстепенным сюжетам композиции Успения можно причислить и изо­бражение эпизода с вручением Богоматерью своего пояса апостолу Фоме, как это можно видеть на иконе Успения Богоматери из Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. Согласно одному из сказаний об Успении, апостол Фома, не успевший на похороны Богоматери, явился свидетелем Ее вознесения на небо и получил пояс из Ее рук. Присоединившись к остальным апостолам, он рассказал им о встрече с Богоматерью, тем самым свидетельствуя о Ее теле­сном вознесении.



Все новости раздела


Другие новости раздела

Икона «Всеблаженная» (Паммакариста)

Икона «Всеблаженная» (Паммакариста)

Образ Божией Матери «Всеблаженнейшая» не спутаешь ни с каким другим ее изображением.

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Почитаемая Казанская Икона Божией Матери начала XIX века.

Популярные новости

Сбор средств на написание икон для иконостаса
Жизнь прихода

Сбор средств на написание икон для иконостаса

Как  Идем к иконостасу! Друзья, впереди важное событие для нашего храма - надеемся заказать постоянные, богато убранный позолоченные, писанные иконы для центрального иконостасаэ. Но это возможно только с вашей поддержкой! Издавна на ...

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Жизнь прихода

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в нашем храме прошли торжественные богослужения. Сегодняшний праздник напоминает нам о Божественной любви к каждому из нас. Сегодня Бог открыто человеку говорит о том, что Он придёт в этот мир для того, ...

Праздничный вечер православной молодежи Казани
Жизнь прихода

Праздничный вечер православной молодежи Казани

18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Сергиевском храме Казани, состоялись праздничные молодежные мероприятия.