Интерактивный музей
Образ Пресвятой Богородицы «Смоленская»
История
По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них, византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая ее замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелегком пути из Царьграда в далекую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница».
По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира.
Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с ВЛАХЕРНСКОЙ иконы, получившей свое название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводительницей к вечному спасению.
После того, как князь Владимир Всеволодович Мономах перенес икону «Одигитрия» в Смоленск и поставил в соборном храме Успения Богородицы, икона стала называться еще и Смоленской. Впервые чудотворная икона явила заступничество жителям города Смоленска во время его осады полчищами Батыя в 1238 г.
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398– 1425 гг.) В 1398 г. она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 г., по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом икона была торжественно, с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались два ее списка (копии). Один был поставлен в Благовещенском соборе, другой – в 1524 г. в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Через год, в 1525 г., в память возвращения Смоленска было установлено празднование в честь Смоленского чудотворного образа – 28 июля.
В 1602 г. с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и когда русские войска 5 августа 1812 г. оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской «Одигитрии» в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над французами икона «Одигитрия» вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск, где пребывала в Успенском соборе до 1941 г. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна.
Смоленская «Одигитрия» – одна из наиболее почитаемых икон этого типа на Руси. Только чудотворных, особо чтимых списков с нее насчитывается более тридцати. Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца. На Смоленской иконе Богородица смотрит прямо, нет характерного для Иверской иконы поворота головы Божией Матери в сторону Богомладенца.
День празднования: 10 августа (28 июля по старому стилю).
Все новости раздела

История
По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них, византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая ее замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелегком пути из Царьграда в далекую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница».
По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира.
Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с ВЛАХЕРНСКОЙ иконы, получившей свое название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводительницей к вечному спасению.
После того, как князь Владимир Всеволодович Мономах перенес икону «Одигитрия» в Смоленск и поставил в соборном храме Успения Богородицы, икона стала называться еще и Смоленской. Впервые чудотворная икона явила заступничество жителям города Смоленска во время его осады полчищами Батыя в 1238 г.
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398– 1425 гг.) В 1398 г. она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 г., по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом икона была торжественно, с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались два ее списка (копии). Один был поставлен в Благовещенском соборе, другой – в 1524 г. в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Через год, в 1525 г., в память возвращения Смоленска было установлено празднование в честь Смоленского чудотворного образа – 28 июля.
В 1602 г. с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и когда русские войска 5 августа 1812 г. оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской «Одигитрии» в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над французами икона «Одигитрия» вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск, где пребывала в Успенском соборе до 1941 г. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна.
Смоленская «Одигитрия» – одна из наиболее почитаемых икон этого типа на Руси. Только чудотворных, особо чтимых списков с нее насчитывается более тридцати. Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца. На Смоленской иконе Богородица смотрит прямо, нет характерного для Иверской иконы поворота головы Божией Матери в сторону Богомладенца.
День празднования: 10 августа (28 июля по старому стилю).
Другие новости раздела
Икона «Всеблаженная» (Паммакариста)
Образ Божией Матери «Всеблаженнейшая» не спутаешь ни с каким другим ее изображением.
Популярные новости
Сбор средств на написание икон для иконостаса
Как Идем к иконостасу! Друзья, впереди важное событие для нашего храма - надеемся заказать постоянные, богато убранный позолоченные, писанные иконы для центрального иконостасаэ. Но это возможно только с вашей поддержкой! Издавна на ...
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в нашем храме прошли торжественные богослужения. Сегодняшний праздник напоминает нам о Божественной любви к каждому из нас. Сегодня Бог открыто человеку говорит о том, что Он придёт в этот мир для того, ...
Праздничный вечер православной молодежи Казани
18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Сергиевском храме Казани, состоялись праздничные молодежные мероприятия.